Роман Пятковка: Художник – это не профессия, это образ жизни

Современный украинский фотохудожник Роман Пятковка широко известен как в Украине, так и далеко за ее пределами. На его счету уже более 100 персональных и групповых выставок во многих странах. В 2013 году он стал обладателем титула «Лучший концептуальный фотограф года» на конкурсе  SonyWorldPhotographyAward. Каждый новый его проект зрители и критики ждут, затаив дыхание – ведь за все годы своей активной и плодотворной творческой деятельности Роман не устает удивлять публику.

И вот уже совсем скоро совместными усилиями культурного фотографического центра PhotoCULT и Романа Пятковки стартует новый авторский курс «Концептуальная фотография».  Роман рассказал нам о том, кого он ждет на курс, чему он научит своих студентов и даже немного о себе.

О курсе

Просветительская работа – это очень важно. Я не первый раз сотрудничаю с PhotoCULT  и очень рад возможности вновь создавать что-то современное и интеллектуальное вместе с Ириной Рузиной и Анной Гайдай.

PhotoCULT пригласил меня на определенную тему – чтобы я провел мастер-класс или курс. Сразу обсудили, что просто теорию читать или рассказывать о своих работах мне не очень интересно. А вот постараться сделать курс, который в результате даст некую художественную продукцию – это да! И даже сам курс у нас будет начинаться с общения и разбора портфолио каждого студента. Мы начинаем смотреть картинки моих слушателей. Разбирать их. Не хочу раскрывать все карты – больше об этом будет на первом же занятии, но я уверен, что из любой фотографии можно сделать проект. Из любой съемки. Нужно просто уметь и знать как.  Это кажется парадоксальным, но всегда можно что-то придумать, как-то реализовать, трансформировать. И у меня будет целое задание на эту тему. Люди будут учиться, как из фотографии можно сделать скульптуру, инсталляцию…из фотографии даже можно сделать искусственный вертолет –  здесь просто важно научиться представлять и видеть комплексно!

Сначала мы знакомимся, и я смотрю портфолио каждого. Потом будет легкий экскурс в историю, чтобы люди понимали, откуда ноги растут и посмотрели, что уже сделано. Естественно, большой кусок будет посвящен харьковской школе фотографии. Еще студентов ждет показ фильмов моего авторства – так информация будет восприниматься намного лучше. И даже благодаря музыке, благодаря смене кадров, я, может, их даже немного подтолкну эмоционально, немного расшифрую и покажу свой взгляд на искусство. И, конечно же, большая часть курса будет посвящена практическим заданиям.

Кстати, будет кусок и о коммерческой фотографии – я покажу, как концептуальная фотография влияет на коммерческое фото, как оно видоизменяется, например, в концептуальных фешн-проектах. Это важно знать и понимать, ведь для того чтобы заниматься искусством, (а искусство в нашей стране еще далеко не всегда кормит), многим приходится заниматься параллельно какими-то другими вещами просто для того, чтобы иметь возможность жить и тратить на это искусство.

Так что, если вы хотите попасть в этот очень сложный, но очень интересный мир искусства и начать самовыражаться, начать высказываться и показывать свое виденье мира – приходите на курс. Я  готов делиться опытом. Мне важно делать со студентами проекты. И если получится – мы закончим этот курс выставкой. Мы будем учиться в работе. Мы не будем сидеть и конспектировать. Мы будем рассуждать, смотреть, анализировать, что уже наработано.

О студентах

Я  хочу, чтобы люди пришли не на какое-то имя. Я хочу, чтобы это были люди, которые хотят научиться думать и научиться жить в искусстве. Единственное мое к ним требование – это желание учиться.  Основное, что нужно для современного художника, в равной степени, как и для современного зрителя – это уметь учиться. Уметь видеть. Уметь думать. Должна быть базовая основа.  Я надеюсь, что ко мне придут подготовленные слушатели, которые уже что-то знают из теории искусств. Я дам легкий исторический экскурс  -  как  возникло это направление и в живописи и в фотографии. Но я не искусствовед и не историк искусств. Я художник, поэтому в первую очередь для меня важно научить их придумывать методологии, придумать свои почерки. Моя задача – показать им саму кухню. Но в первую очередь они должны научиться думать. Я надеюсь, что придут самостоятельные люди. Я не буду их переучивать,  а просто покажу, как я мыслю, как я думаю и как я вижу. Я думаю, мне хватит сил и убеждения для того, чтобы они поняли, что нужно экспериментировать. И в жизни, и в искусстве. Ведь художник – это не профессия. Художник – это образ жизни.

У меня очень много учеников, которыми я уже очень горжусь. И это взаимоперетекающие сосуды – что-то я подсказываю, что-то они. Мои ученики, как правило, – мои первые зрители. Мне интересно с ними работать. Сейчас молодое поколение очень развито и очень активно. Плюс живет в очень динамичное и интересное время.

Думаю, люди, для которых фото – это всего лишь хобби, не придут на мои лекции, ведь я не коммерческий фотограф и я не сладкий фотограф или художник. А придут люди, которые хотят заниматься искусством. Или те, кто уже занимается искусством и хочет стать еще лучше. Конечно, будут споры. Конечно, я, как и они, наверняка узнаю что-то новое. И если эти ребята через 5 лет смогут существовать только благодаря искусству – я буду счастлив. Это вполне возможно.

О художниках

Я живу как художник –  я все время думаю, наблюдаю, узнаю что-то новое, общаюсь со своими коллегами, и мы обсуждаем какие-то вопросы. Я все время сам учусь. Каждый день учусь. Каждое утро я сажусь за компьютер и читаю какую-то новую литературу. Смотрю новые картинки, которые выставляются в галереях.  У меня большой перечень подписок на  разных авторов, блоги, на профильные сайты. Я смотрю, какие планы у галерей, что выставляется в музеях. И каждый раз открываю для себя много нового. Ведь в современном искусстве все таки важно, кто сделал первый. И я трачу на самообучение минимум 2 часа в день. Каждый день. Это уже система. Учиться нужно всегда и везде! Сейчас для этого масса возможностей: сидишь в туалете, открыл свой смартфон и узнал о новой выставке или о новом проекте. Информации поток – просто сначала его нужно отфильтровать от мусора, от всего лишнего. От наших сладких фотографических журнальчиков, например.

Я иногда задаюсь вопросом – фотограф ли я вообще? Я художник, который работает с фотографическим материалом. И с кисточкой, и с красками, и с фломастерами, и с другими материалами. На меня в свое время оказали очень сильное влияние Боря Михайлов, Павлов, группа «Время» и другие харьковские фотографы старшего поколения. И потихоньку моя заинтересованность стала профессией. Хотя я не люблю это слово. Это стало образом жизни.

Не бойтесь сомнений. Искусство невозможно без сомнений. Я сомневаюсь всегда. Каждый раз, когда делаю новый проект. Это страдания. Ты понимаешь, что с каждым новым проектом ты должен сделать нечто большее. И доброжелатели, и злопыхатели тебя ждут! И это определенная ответственность, потому что ты все время поднимаешь планку. Но это приятные страдания -  как и в любви. Нет любви без страданий и  без сомнений, но  никто не поспорит – это же так здорово – любить!

Общалась: Ольга Тищенко