Будущее за теми, кто изучает прошлое

Читая тексты и слушая интервью с современными молодыми фотографами из-за рубежа, меня всегда искренне поражает их подход к работе. Они могут заниматься интересной или неинтересной темой, делать скучные или яркие проекты, быть актуальными и не очень. Но профессионализм и мастерство, которым они владеют, радует и одновременно проясняет многое в украинской фотографии, где не всякие отечественные мастера могут сравниться по степени образованности с юными дарованиями из «европ».

 Фото: Райан МакГинли

Умиляют споры последних лет, что лучше, классическая или современная фотография. Любители классики традиционно обвиняют современную фотографию в отсутствии морали, в надуманности, в профанации. Приверженцы современной фотографии посмеиваются над классикой, утверждая, что она мертва, что пахнет нафталином и не актуальна.

И только образованный человек понимает, что эти споры бессмысленны. Потому как классическая и современная фотография являются всего лишь набором различных инструментов для создания продукта. И тот, кто сегодня занимается фотографией как художественной практикой, должен владеть ими, независимо от того, что конкретно будет использовано для работы. А единственной причиной спора является банальное нежелание осваивать новые либо существующие много лет приемы.

Фото: Стивен Шор

К сожалению, ни опытные метры, ни молодые таланты, не стремятся в своем большинстве расширять область знаний в сфере визуального искусства. Прежнее поколение закостенело в своих взглядах и предпочтениях, считая себя слишком взрослыми, чтобы приобретать новый опыт. Молодежь пытается перешагнуть через 70-летний визуальный «бэкграунд» (именно столько длился застой в фотографии советского периода, в то время, как в Европе и других странах фотография развивалась) и сразу стать «современным художником». И тут же сказывается отсутствие базиса, становится очевидной незрелость, вторичность авторских идей.

Фото: Дайдо Морияма

Молодой европейский фотограф (очень молодой!) рассказывает о своих проектах, оперируя такими понятиями как образ, метафора, архетипы. Он обращается к аллюзиям на произведения живописи, киноискусства, классической литературы. И это, безусловно, не только вопрос художественного образования, но и образования вообще.

А что же наши? Подумаешь, не читали Чехова, не вникали в  историю искусства, не ходили в музеи. Зато ходят на открытия модных выставок, «тусят»…

И пока ребята «тусят», невольно задаешься вопросом, куда движется украинская фотография. Похоже, что она скачет по кругу как лошадка в цирке, претендуя на лавры славы. Но, увы, до славы, и даже до лавров, не доросла.

Фотография как предмет искусства, это не только то, что на ней изображено. И без анализа, без осмысления темы, без знания истории здесь не обойтись. Ведь что такое профессиональная фотография? Это, прежде всего работа с архетипами, с конфликтом, с драматургией. На «тусовках» об этом не говорят. Но об этом можно узнать в книгах, на лекциях по художественному мышлению, истории и теории фотографии.

Фото: Нан Голдин

Многие считают, что, мол, не актуально теперь работать с цветом, формой, композицией. Все это устарело и требует полного пренебрежения. И снова сказывается отсутствие образования. Ну, невозможно нарушать правила, не зная азбуки! Все перечисленное выше и есть своеобразная азбука для тех, кто работает с визуальным материалом. Выучите азы, а потом нарушайте на здоровье!

И не спешите облегчить свою работу. Средний или большой формат, штатив, съемка на пленку, один кадр в час, чтобы спина ныла от усталости. Чтобы за каждым кадром чувствовался ваш труд, чтобы пахло вашим потом и вашей кровью.

В конце концов, давайте посмотрим на современных зарубежных фотографов, все они так или иначе пользуются канонами изобразительного искусства, к тому же прикладывают колоссальные усилия для реализации своих идей. Все они в совершенстве владеют историей, теорией и техникой. Они знают, как развивалась фотография, что влияло на это развитие в контексте времени и истории искусства в целом. И какие приемы следует использовать для того или иного воздействия на зрителя.

Фото: Джеф Уолл

Во время одного из последних визитов Бориса Михайлова в Киев мы говорили о ситуации в западной фотографии и о том, что социальный «трэш» больше не интересует зрителя. Зрителю нужна фотография как картина. То есть наметился определенный возврат к классическому произведению, требующий от фотографии эпичности и глубины. Не остановленного мгновения и не потока сознания, а осмысленной серьезной аналитической работы, от идеи до ее идеального воплощения.

Это только тенденция и дело каждого автора следовать ей или нет, но в чем я действительно уверена, так это в том, что будущее нашей фотографии за теми, кто уже сейчас изучает прошлое. Кто интересуется историей классического искусства, историей фотографии, киноискусства, кто читает не только биографии знаменитых фотографов, но и анализирует их работы, кто пытается разобраться с теорией фотографии как культурного феномена.

Фото: Грасиела Итурбиде

В нашей стране с художественным образованием для фотографов непросто, и это наш «бич». Но те, кому необходимо развитие, все же, находят возможность и посещают отдельные мероприятия. Прекрасные лекции по истории искусства организовал Культурный проект. Историю фотографии и художественное мышление предлагают образовательные программы PhotoCULT. В Школе Марущенко помогают разобраться с современной фотографией. Появились книги по фотографической теории.

Хотелось бы верить, что с мертвой точки мы таки сдвинулись, осталось только набрать обороты. Шаг за шагом, по крупицам собирая багаж знаний, к формированию высокого уровня личной визуальной культуры, а значит и визуальной культуры в нашем обществе.