Зачем изучать историю критической мысли о фотографии

Стартовал новый курс PhotoCULT  «История критической мысли о фотографии» с Глебом Вышеславским. Автор курса отвечает на вопросы  о его особенностях и целях.

1. Зачем фотографу изучать  «Историю критической мысли о фотографии»?

Для того, что б избежать следования чужим образцам. Теория дает структуру, понимание процессов, что поможет избежать «изобретения велосипеда» и быстрее обрести себя.

2. Какое существенное отличие курса «критики» от общего «истории фотографии»?

Прежде всего, рассматриваются не фотопроизведения, а идеи и теории на основе анализа текстов. Это история «идейного фона» на котором действовали те или иные фотографы.

3. Что изучение курса дает студенты на выходе?

Понимание процессов происходивших и происходящих в культуре, понимание идей ведущих теоретиков фотографии в их историческом развитии. Лучшее самоосознание, понимание места своего творчества в контексте мировых достижений. Уверенность в собственном творческом поиске.

4.  Как происходило формирование вашего курса?

Мною были выбраны наиболее важные, в плане развития теории фотографии, авторы: В. Беньямин, З.Кракауэр, А.Базен, Р. Барт, В. Флюссер, С. Зонтаг, Р. Краус и др. Но их идеи слишком разнообразны для цельного представления в рамках курса. Поэтому в основу рассмотрения была взята трактовка возникновения фотообраза. Объясняется это тем, что идеи выдвинутые философией персонализма я считаю наиболее подходящими для сравнения эстетических теорий ХХ века.

5. Какое влияние фотографии на нашу повседневную жизнь?

В плане собственного творчества фотография это предостережение, «стоп»: так уже кто-то создавал, мне нужны другие пути. В плане повседневном — фотография незаменимый посредник в коммуникации и познании. Кроме того, творчество некоторых фотографов я просто очень  люблю и готов бесконечно долго рассматривать их фотографии.

6.  Зачем нужно исследовать фотографию как культурное явление?

Мелькание перед глазами однотипных изображений в 90-годы и совсем других в 2000-х, но так же однотипных, приводит к желанию найти источник типизации. Эти поиски неожиданно выводят к важнейшим, а может и центральным «руслам и фарватерам» культур.

7.  Посоветуйте литературу к курсу. Что стоит почитать?

Тексты авторов о которых идет речь в курсе, а кроме того, ознакомление  с книгами Эммануэля Мунье. Например, сборником его текстов напечатанных под названием «Манифест персонализма», М. 1999.

Глеб Вышеславский — украинский художник-авангардист, медиа-художник, живописец и искусствовед, член Национального союза художников Украины, Международной ассоциации «Искусство народов мира», Москва; Международного союза художников «Sztuka bez Granic», Краков; Ассоциации независимого искусства «Terra» Киев. Автор живописных и графических произведений, инсталляций, перформансов и энвайронментов. Участник движения московских сквоттеров 1980-х гг.

Один из основателей и куратор Международного союза художников «Клуб 1/1», Москва (1990—1994). Основатель и главный редактор журнала «Terra incognita» (1993—2000), главный редактор киевского журнала «Галерея» при ЦСИ «Совиарт» (2007—2010). Научный сотрудник Института проблем современного искусства с 2003 г. Участник 50-го Венецианского биеннале современного искусства.

Подробнее о курсе. Лекции можно посещать как курсом, так и выборочно – начиная с любой.

 

Фото: Мен Рей "Вешалка"