Фотограф Роман Пятковка: «Playboy – это неинтересно»

Роман, что вы хотите увидеть на Портфолио-ревю? Чем должна зацепить фотография, чтобы вы сказали: да, это number one?

Что такое хорошая фотография? Это такая хорошая фотография, которая отличается от других хороших фотографий. То есть, я хочу увидеть нечто такое, чего еще не видел. Или хотя бы ход мысли, о котором не слышал, форму, которой не ожидал. Фотография обязательно должна быть в контексте современного искусства – даже если она оперирует классическими методами съемки. Есть такое модное словечко «тренд» — так вот нужно быть в тренде. С другой стороны, необходимо найти свой ход, свою форму и структуру изображения. Обладать своей подписью, своим почерком. Это очень важно. Ведь кто он – хороший художник? Это тот, кто не похож ни на кого. С диджетализацией визуального искусства все уже большие фотографы. А что сложного – берешь две, три, десять тысяч долларов, покупаешь себе определенную технику, овладеваешь двадцатью приемами фоторедакторов – и все, ты герой, ты можешь сделать более-менее приличную картинку, которую купит любой потребитель. А потребитель купит, потому что он не требовательный. А вот создать искусство сегодня сложно, потому что масса повторяемых клише убивает аутентичность новой идеи. Хотя, с другой стороны, дает возможность на этом кладбище клише вырасти какой-то новой веточке – это то, что есть в киевской и харьковской молодежной фотографии.        

Что бы вы как опытный фотограф посоветовали новичкам?

Нужно учиться. Это не позиция взрослого художника, который говорит молодому: ты, недоросль, иди — учись. У вас, молодых, мозги лучше, вы можете сделать картинку. Почему я так люблю молодых – я люблю чувство, когда меня кто-то обгоняет. Но я до сих пор каждый день 2 часа смотрю новые работы – европейские, российские, украинские, китайские, весь новый материал. Беру большую чашку кофе и смотрю, читаю статьи искусствоведов. Это очень важно, это и есть обучение. Я уже не говорю о том, что, если ты фотограф и занимаешься искусством, ты должен знать историю. Ты должен отличить Ля Шапеля от Уиткина – а многие даже не знают кто это. Это очень важно знать, когда что-то делаешь – ну хотя бы для того, чтобы не повторяться. Нужно знать ремесло. Понимать хотя бы чем отличается выдержка от диафрагмы. А главное – знать историю, знать тенденции и контекст современного искусства — если ты сегодня хочешь выйти на этот рынок и занять там какое-то место. А чего делать не стоит – это пропускать через себя плохое изображение. Потому что оно портит вкус. Не ходите на всякие сайты для любителей, не смотрите эти фотки. Потому что там 50 дебилов, из них 20 инженеров и 30 врачей, которые купили цифровую камеру и ощутили себя Картье-Брессоном или Хельмутом Ньютоном. Они вам просто искалечат мозги.     

Кто вам импонирует среди наших киевских фотографов?

Я очень люблю Валентина Бо. Это один из моих фаворитов из молодежной тусовки. И еще его антипода – Гомера, Сашу Курмаса. Это два молодых – тридцатилетних, а для меня это молодые – автора, которых я очень люблю. Есть еще одна очень интересная девочка, тоже из этой группы,– Маша Войнова, которая сейчас живет в Нью-Йорке. Я вообще очень люблю женскую фотографию и считаю, что женщине, которая находит в себе смелость заниматься искусством, уже при жизни нужно ставить памятник. Вот Жанна Кадырова – да нужно стоять на коленях и целовать ей ноги. Потому что она женщина, потому что она очень модная – в хорошем смысле этого слова, и потому что она настоящий художник. Я люблю Synchrodogs, но они для меня немного зациклены на фэшене, а им сам бог велел заниматься артом. И мне очень хочется с ними сделать параллельную выставку: я десять лет назад – и они  сегодняшние. И я покажу на картинках, что новый велосипед они не изобрели. Я понимаю, что мы не повторяем друг друга – но тенденции и мысли очень похожи. У них очень хороший вкус, они хорошо рефлексируют, по-модному, они раскручены, и они мне очень близки и дико нравятся. Но им нужно расти, я думаю. Они вообще очень европейские. Валя, Саша и Synchrodogs – это абсолютно европейские фотографы. Я сейчас говорю о 30-летних, не беру 20-летних – это еще интереснее. Вот у харьковских фотографов в 2012-2013 я ничего нового не увидел – хоть я их очень люблю, это мои друзья. И это при том, что харьковские фотографы всегда кичились тем, что они number one, еще со времен Советского союза. Фигня. Вот и в Киеве уже появляется определенная тусовка – благодаря, кстати, и PhotoCULT, потому что они создают определенный рынок, инфраструктуру, которых нам так не хватает.   

Вы сказали, что любите Synchrodogs, но они слишком зациклены на фэшн. То есть вы относитесь к фэшн-фотографии негативно?

Я с 1998 занимаюсь коммерческой фотографией. Сейчас меньше — все-таки больше пошел на арт-рынок, потому как он поднимается, и тут больше свободы. А тогда меня что-то сломило — я чувствовал, что не могу сегодня делать картинки. А деньги необходимы, нужно же жить как-то. У меня была первая студия в Украине на 280 квадратных метров, со стационарной аппаратурой и так далее – на велосипеде можно было кататься. Поэтому говорить, что я плохо отношусь к фэшн-фотографии… Я плохо отношусь к плохой фэшн-фотографии. Просто я считаю, что таким гениальным авторам, как Синхродоги, в фэшн-направлении тесно. Им нужно идти в контепорари арт, так как они бесконечно талантливы. Я их ругаю только потому, что я их очень люблю, более того – я их ревную, честно.  

С кем из ваших коллег или фотографов прошлого вы бы хотели познакомиться?

Я счастлив в том смысле, что бог меня свел со множеством людей, а главное – с моим учителем Борисом Михайловым. Борис Андреевич для меня не идол, нет. Это человек, с которым мы очень много ссорились. Я жалею об одном – когда я был молодым парнем, а он мне что-то говорил, я это все не протоколировал. Потому что оказывается, что 99% того, чего я достиг – это благодаря тому, чему Боря меня научил. И плюс немного моих мозгов. Все, что я сегодня представляю – если представляю – это благодаря ему. Он меня очень ругал, что я пошел в коммерческую фотографию, хотя я зарабатывал сумасшедшие деньги.  И каждый раз, приезжая в Украину, говорил: «Как тебе не стыдно, ты же такой классный был». А сейчас, когда я вернулся на арт-рынок, он мне регулярно звонит. И говорит: «Теперь мне с тобой интересно». А кто из великих мне интересен? Я знаком с Оливером Тоскани – это был главный фотограф Бенеттона. В свое время была счастливая возможность перекинуться несколькими словами с Саудеком. Из современных авторов очень важно кого-то выделить. Я со многими встретился бы, выпил водки, поговорил о женщинах. Вот с удовольствием повторил бы ту встречу с Саудеком. Он-то в женщинах знаток.

Сейчас вы работаете над книгой «Метеопрогноз». Что это за проект?

«Метеопрогноз» — это такой себе дневник со стихами и фотографиями. Это книжка моей жизни: когда приходят люди, а через час они уже раздеты, и мы что-то снимаем. Фишка в том, что все фото сделаны мобильным телефоном, более того – у меня была пара фотографий, которые я имел неосторожность сделать профессиональной камерой. Я эти файлы загонял в мобильный и убивал инстаграмовcкими настройками – потому что мне нужна живая человеческая атмосфера. А вот записи в этом дневнике сделаны стихами, и это мука, потому что я за 5 минут делаю две классные картинки, а потом целый день рву волосы во всех местах своего тела и придумываю стихи. Зарифмовать слова я-то могу, но из того, что я рифмую, выходит полный отстой. Делаю, мучаюсь и страдаю. Выглядит это приблизительно так. Картинка: девушка полураздетая сидит за столом на кухне. И написано: «Зима. На улице плюс пять. Пришла подружка, будем выпивать». Все! Вот такое примитивное, родное, но оно в нашей ментальности. Дебют происходит на моей странице в фейсбуке – пока меня не забанят в очередной раз. Вот сейчас меня забанили за шикарную картинку: пришли девчонки — четыре жопки. А, между прочим, в «Метеопрогнозе» есть пять пейзажей, кроме голых женщин. Представляете, достижение какое? Пять из восьмидесяти. Теперь эта книга вылежалась, я успокоился, и нужно кое-что доснять и переделать. Я хочу издать «Метеопрогноз» во Франции, уже есть предварительная договоренность. Думаю, до конца года подпишем контракт.  

Вы сказали, что дебют «Метеопрогноза» происходит в фейсбуке. А не беспокоит ли вас то, что оценивать и банить фото из книги могут юзеры, у которых вкус ниже среднего?

Социальные сети – это предмет отдельной лекции. Ты же сам создаешь свой круг знакомств, людей, которые тебя читают и оценивают. Если ты френдишься со всеми подряд, чтобы было 250 тысяч друзей – это фигня. Всегда нужно френдиться с теми, кто тебе интересен. Вот у меня 90% друзей в фейсбуке – это мои коллеги со всего мира. Более того, у меня несколько книжных изданий вышли из фейсбука – предложили люди, которые меня не знали и подружились в онлайне. Поэтому если вы создаете свою аудиторию, то пусть у вас будет 20 людей, но ваших единомышленников, по крайней мере те, чье мнение вас интересует. У меня – кураторы, фотографы, издатели, современные художники. Ну, плюс 25 моих друзей по жизни, которые тоже художники, так как я дружу в этом же бизнесе. Вот этого мне не хватает Вконтакте – это сайт знакомств, там срезать пару моделей ничего не стоит. Там у меня 6 тысяч друзей, а в фейсбуке – около трех с половиной. Потому что там общение очень выборочное. Девушки некоторые пишут: давайте дружить. Я говорю: ну, оставайтесь в подписке. Так как я не хочу засорять свою ленту, более того – чувствую, что нужно ее уже чистить. Выкидывать тех, кто мне неинтересен как художник. 

У вас много эротичных фотографий, и ваши модели не вписываются в общие стандарты красоты. Что должно быть в модели, чтобы вам захотелось ее снять?

Конечно, в первую очередь, цепляет внешность. Вот я знакомлюсь  с людьми – и сразу думаю, как их раздеть и снять. Это уже на автоматизме. С другой стороны, в моделей нужно влюбляться. Однозначно и как можно скорее. Особенно когда речь идет о голой натуре – это целые психологические технологии, хотя для меня на подсознательном уровне слово «технология» унизительное, я же не пикапер. А вообще я снимаю жизнь – так как она очень интересная. Это любовь, каждый день – это любовь, это чувственное начало. Вот утром проснулся, красивый свет лежит на женской попе – я снимаю эту попу. Может, завтра это выльется в новую серию. Живость, эмоциональность, безбашенность – вот что мне нравится в жизни, это для меня важно и в модели. Я не позиционирую себя как эротичный фотограф – просто я, наверное, очень люблю женское тело. Хоть меня и назвали когда-то в какой-то статье украинским Тинто Брассом, для меня эротика – это «Playboy», «Maxim», и все это фигня, неинтересно.

И именно поэтому в свое время вы отказались работать с «Playboy»?

Когда-то украинский Плейбой в первом своем номере предлагал мне большую публикацию. Не сошлись на гонораре. Сказали: «Для вас это реклама». А мне такая реклама не нужна. Я могу снять в студии, в интерьере, с сиськами – все, что просит сегодня потребитель, это же не трудно. Причем сниму по-своему, найду свою фишку, и даже коллеги-художники не будут плевать мне в морду совсем откровенно, будут только хихикать за моей спиной. Но это неинтересно. Потому что женщины, которых мы любим – они другие. Модели, которых мы видим в таких изданиях – это все вымысел, в жизни нет таких женщин. На заднице прыщики, все это живое, — и нужно любить эти прыщики. И плачут они, и месячные у них, и ревнивые они, и истеричные, или дуры, — что еще трагичнее. Ну зачем эта красавица – дура, что с ней делать, утром же стыдно, понимаете? Вот и все. А женщина-умница – уже слава Богу. Вот это модель. Вот девушки, которым нужно целовать ноги, которых нужно любить, дарить им цветы и восхищаться каждый день. И это счастье – восхищаться такой девушкой. Ну это, конечно, мысль взрослого дядьки – к сожалению, уже взрослого. 

Интервью: Галина Танай (Центр просування культури Свідомо – медиа-партнер Фестиваля «Визии»)

Фото: Игорь Ляшенко,  ©Роман Пятковка

 

Четвертое Портфолио-Ревю  состоится 25 мая 2013 года в рамках Международного Фестиваля Визуальной Культуры "Визии". На Портфолио-Ревю молодые фотографы смогут показать свои работы 20 экспертам из Украины, Росии, Швеции, Литвы, Чехии, Словакии, Голландии, Польши. Для участия в Портфолио-Ревю необходимо прислать заявку на адрес pr@photocult.com.ua . Дедлайн для подачи завок – 15 апреля 2013 года.